В этот день 116 лет назад в Харькове погиб от выстрела в сердце
Николай Дмитриевич Пильчиков — учёный-физик, изобретатель в области радиотехники, автор работ по оптике, земному магнетизму, электро- и радиотехнике, радиоактивности, рентгеновским лучам, электрохимии, геофизике, метеорологии.

Около семи часов утра 6 мая 1908 года в палате дорогой харьковской больницы прозвучал выстрел. Взломав запертую изнутри дверь, врачи увидели ее единственного пациента – казалось, что жизнь его оборвалась во сне. Мужчина лежал в своей койке, как будто еще не просыпался. И если бы не пятно крови на груди, никто бы не догадался о трагедии. Рядом с кроватью на чайном столике лежал револьвер. Именно из него была выпущена пуля, пробившая сердце ученого. Неужели находившийся на лечении человек мог аккуратно положить оружие возле стакана с чаем и картинно сложить руки на груди – после того, как выстрелил в себя в упор? Тем не менее, в записях «трупной книги» смерть была признана самоубийством.
Почему-то судмедэксперты не стали делать дактилоскопию – следствие не озадачилось отпечатками пальцев на черном «бульдоге», ставшем орудием убийства. А авторитетный профессор Николай Бокариус, чье имя теперь носит местный Институт судебной медицины, даже описал случай Пильчикова в учебнике для юристов и врачей в качестве примера временной целенаправленной дееспособности самоубийц со смертельными огнестрельными ранениями в область сердца. При этом в расчет светила рекомендовал брать не только анатомические особенности повреждения, но и функциональное состояние центральной нервной системы. Довершило картину заключение патологоанатомов, обнаруживших у убитого после вскрытия трупа видоизменения в структуре мозга.
А чисто «полицейским» обоснованием к не рассмотрению версии убийства стал тот факт, что инцидент произошел в запертом изнутри помещении на втором этаже (как будто это могло стать препятствием для постороннего проникновения).
И уже через неделю после кончины ученого, 13 мая 1908 года, на имя главы полицейского департамента поступило донесение начальника харьковской охранки о неблагонадежности «крайне левого» профессора Пильчикова, известного своим активным участием в «преступной агитаторской деятельности студентов-технологов». Подтверждением стал обыск в доме ученого, в ходе которого была обнаружена пропагандистская литература периода первой российской революции 1905 года.
( Read more... )