is3: is3 (Default)
posted by [personal profile] is3 at 09:36pm on 10/01/2023
Литерати Немеш Самуэль (1794 — 1842) - трансильванский собиратель древностей, антиквар, фальсификатор.

С 1830 года он путешествовал со своими исключительными работами по Венгрии, Трансильвании и Хорватии, а позже посетил Вену, Адриатику и Италию. Он собрал множество старинных рукописей, оружия, монет, колец, дипломов и природных диковинок; в частности, он потратил около двадцати лет на пополнение коллекции Миклоша Янковича. Он организовал и открыл это публике Венгрии и соседних провинций. Он собрал много ценных древностей, но эта страсть к коллекционированию также привела его к подделкам, особенно это касалось старых рукописей, которые он подделывал так ловко, что обманывал венгерских ученых, например, Ференц Толди представил якобы венгерскую живописную хронику 10 июля 1854 года на заседании Венгерской академии наук; Янош Ерни расшифровал молитву Андраша 11 века и опубликовал ее во II томе "Сокровищ венгерского языка".

Самуэль Литерати Немеш, известный венгерский антиквар, был парадоксальным образом одновременно и своеобразной, почти двойной личностью, и типичным представителем своей эпохи. Он снабжал многие аристократические семьи старыми книгами, среди которых были редкие литературные реликвии, которые благодаря ему не погибли в суматохе антигабсбургской войны за независимость в 1848-49 годах. Однако, помимо большого количества подлинных древностей, он также продал несколько псевдовенгерских "литературных памятников", что вызвало немалое недоумение и волнения в филологических кругах. Эта дихотомия его личности красноречиво выражается в том, что в исследовании Габора Келеченьи о значительных венгерских коллекционерах книг, в котором такие важные личности, как Иоганн Витез, Янус Паннониус, король Матиас, Иоганн Самбук и Ференц Сеченьи были представлены одной главой, Литерати получил две. В первой он представлен как антиквар, который собирал печатные книги, рукописи, картины, монеты и даже кости, чтобы продать их венгерским магнатам, но во второй он изображен как мошенник, создававший подделки.

С таким "двойным агентством" Литерати был типичным человеком тех десятилетий XIX века, когда появилось множество литературных памятников, обогативших венгерскую историографию самыми ранними источниками национальной истории, а также, когда псевдоисторические подделки, никогда не существовавшие сочинения сомнительных древних предметов и выдуманные мифы вызвали сначала энтузиазм, а затем разочарование среди историков, все более чувствительных к лингвистическим и филологическим аргументам. Границы между художественной архаизацией и подделкой не всегда были четкими, что доказывает случай известного историка Калмана Таля (1839-1909). Он не только обнаружил и опубликовал, но и в определенной степени "воссоздал" документы венгерского прошлого.

Чтобы не воздавать незаслуженных почестей Литерати, стоит упомянуть о его подделках. Первым из них был лист с надписью "китайскими иероглифами", который он продал в 1830 году Янковичу. Последние были проданы его наследниками после его смерти. Некоторые из них были быстро разоблачены, но некоторые, такие как "деревянная книга из Турока" или "молитвы времен царя Андрея", были написаны лучше и обманывали ученых довольно долго. Эти случаи породили несколько странных сценариев в середине девятнадцатого века. Во-первых, в 1840-х годах филолог и лингвист Янош Ерней, клиент "Литерати", с энтузиазмом воспринял вновь появившиеся источники; за этим последовала пауза длиной в два десятилетия, полная подозрений, которую окончательно завершил Карой Сабо, заявивший в 1866 году, что данные источники являются результатом подделки. В некоторых случаях ("Молитвы короля Андрея" и Кодекс Рохонца) он осудил текст, не аргументируя его подлинность, просто приписав его "мастерской Литерати". Однако в отношении "деревянной книги Турока" он привел надлежащие научные аргументы. Он обратил внимание на странный материал "книги" длиной в одну страницу. Он указал, что текст содержит словоформы, не имевшие эквивалентов во времена предполагаемого происхождения, а также подозрительно отнесся к чернилам и форме символов, которые напоминали ему скорее восемнадцатый век, чем четырнадцатый или пятнадцатый.

Image/photo
Literáti Nemes Sámuel (1794 - 1842) Transylvanian antiquities collector, antiquarian, forger.
Read more... )

September

SunMonTueWedThuFriSat
  1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19 20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30