is3: is3 (Default)
ivan zlax ([personal profile] is3) wrote2009-03-04 04:14 am

(no subject)

Привет, друзья! Сегодня решил собраться с мыслями и написать здесь о теории, о которой уже рассказывал некоторым своим друзьям, а именно о биохимической основе духовно-религиозного опыта и мистических переживаний.

В свое время, после фундаментальной компиляции strokn’а «Химия эмоций» мне стало очевидно, что все основные виды человеческого поведения и ощущений химически регулируются: удовольствие, страх, любовь, привязанность – все это состояния, вызываемые строго определенными биохимическими веществами, вырабатываемыми в нашем мозге. Многих людей это пугает: «Как же так?! Этого не может быть, мы же Люди, а не животные! А как же бог и духовность, чем это все объяснить?» Собственно, есть предположение, что все божественное и мистическое в нас – это все та же биохимия…

Прежде всего, стоит уточнить терминологическую основу: все что касается духовности – все это очень размыто и неоднозначно, для удобства я буду использовать ниже только термин «мистический опыт» как ощущение, сложно поддающегося рациональному объяснению и описанию, но в тоже время характерный для т.н. «святых и просветленных», и обязательный для любой религии. Есть также в человеческой культуре явления, дарующие этот опыт обычным людям, практики позволяющие достичь высот величайших духовных учителей простым смертным.
Вот пример описания мистического опыта известного индийского йогина Шри Ауробиндо:

Я был выброшен в такое состояние над мыслью и без мысли, которое не было запятнано никакими ментальными или витальными движениями; не было ни эго, ни реального мира - лишь глядя сквозь неподвижные чувства, нечто ощущало или связывало со своим абсолютным безмолвием мир пустых образов, материализованные тени, лишенные подлинной субстанции

А сейчас начинается та часть, которая кому-то может прийтись не по душе...сравните описание вот с этим:

Личность как совокупность воспоминаний перестала существовать, смысл отделился от образов и превратился в нечто вечно ускользающее и недоступное. Это был бурный поток, уносящий за собой, с которым невозможно было справиться, который невозможно было понять, ибо понимать-то было, собственно, нечем…Восприятие было абсолютно не замутнено интерпретациями, потому как та часть мозга, которой положено заниматься этими самыми интерпретациями, по ходу, отправилась отдохнуть в краткосрочный отпуск.

Есть что-то общее, не правда ли? Это был репорт употребления сильнейшего триптамина DMT каким-то нашим соотечественником, попавшийся мне одним из первых по запросам в гугле.
Сегодня исследователям достоверно известно, что в человеческом организме непременно присутствуют следующие триптамины: серотонин, мелотонин, диметилтриптамин (DMT). С первыми двумя все более или менее ясно, но вот о значении последнего в физиологии организма никак не удается прийти к однозначным выводам, его пытались связать со сновидениями, шизофренией и даже предсмертными состояниями, но все это лишь догадки, так как для полноценного исследования на эту тему необходимо вмешательство в эпифиз живого человека.
Моя же догадка и предположение таковы, что «молекула духа» DMT в нашем организме, собственно, отвечает за естественные мистические переживания (а возможно и еще какие-нибудь эндогенные триптамины, так как тема табуирована и исследования продвигаются очень медленно; вероятно, серотонин, мелотонин, диметилтриптамин – не единственные в нас триптамины).
Если временно принять эту гипотезу, то многое в области религиозно-духовного можно будет объяснить научно. К примеру, становится ясно, почему самые «зарекомендовавшие и действенные» духовные практики – это не молитвы и рассуждения, а строгие посты и изнуряющие йогические упражнения, ведь это, получается, готовятся физиологические условия для того, чтобы эндогенный DMT заработал в полную силу. Также, вероятно, у людей с повышенным содержанием диметилтриптамина в организме имеют место быть механизмы схожие с феромонами и адрогенами/эстрогенами, когда физическое состояние этого человека отражается на окружающих: этим может объясняться феномен духовных учителей и гуру, особенно подробно описанный многими западными «искателями истины» в эпоху нюэйджа (например, восторженные описания именно личного контакта с ламами известного популяризатора буддизма Оле Нидала).

На самом деле, на тему схожести эффектов индольных триптаминов и мистических переживаний написано немало, но, как правило, все сводится к тому, что химические вещества - это костыли и самообман, а реальный и настоящий мистический опыт может дать только продолжительная духовная практика. Лично мое мнение такого, что если вышеописанная теория хотя бы отчасти верна, то в будущем, по мере совершенствования технологий (чтобы не приходилось ковыряться в мозгах живых людей, а сделать, например, это изнутри, управляемыми нанороботами) и по мере избавления от устоявшихся табу и стереотипов – каждый из нас сможет в одно мгновение стать святым, включить свою собственную эндогенную святость...Каждый из нас сможет стать по одному лишь желанию Буддой...да что уж там, Иисусом. Everyone can be Jesus!

[identity profile] red-buttons.livejournal.com 2009-03-04 05:47 am (UTC)(link)
ДЯ, ДЖЫЗУС!
(deleted comment)
ext_692439: (ма)

[identity profile] is3.livejournal.com 2009-03-04 10:49 am (UTC)(link)
> Ну, эту тему подробно разрабатывал Гроф, например, да и не
> только он)

на тему псикоделики и мистика или именно о биохимической основе такого опыта?

> А возможность каждого человека прижизненно реализовать природу
> Будды собственно и является основой буддизма, например)

ну там не все так гладко, как кажется на первый взгляд: большинство школ гарантируют достижение результата лишь в течение нескольких жизней (умрете пару раз, а там за благие заслуги потом будет вам просветление), и лишь немногие школы позволяют достичь результата при этой жизни. но, как правило, на это уходят десятилетия. и фактически нет никакой гарантии - все это может оказаться в пустую. так что я считаю футуристическая нанохимическая мистика - куда более перспективное направление

[identity profile] andyzett.livejournal.com 2009-03-04 12:55 pm (UTC)(link)
если найдут способ управлять внутренней наркотой, то его сразу же запретят под страхом расстрела.
иначе все человечество сразу уйдет в неадекват и из него не возратится.
ext_692439: (ма)

[identity profile] is3.livejournal.com 2009-03-04 02:10 pm (UTC)(link)
да, здесь имеет место быть более этическое препятствие, нежели технологическое. потому собственно и упомянул, что:

> и по мере избавления от устоявшихся табу и стереотипов

это, конечно, в первую очередь должно случиться

[identity profile] choiceocracy.livejournal.com 2009-03-04 01:31 pm (UTC)(link)
Очень хорошие материалистические наблюдения о духовном. Спасибо.
ext_692439: (ма)

[identity profile] is3.livejournal.com 2009-03-04 02:11 pm (UTC)(link)
"материалистическое" - это устаревшая античная категория, лучше ей не пользоваться, я считаю

[identity profile] choiceocracy.livejournal.com 2009-03-04 10:10 pm (UTC)(link)
Гм, "рационалистически осмысленное с позиций научной парадигмы о нейрохимическом субстрате эмотивных проявлений индивида" сойдёт? :)
ext_692439: (ма)

[identity profile] is3.livejournal.com 2009-03-05 07:10 am (UTC)(link)
да, это вполне. хотя какт нескладно звучит

[identity profile] poison3well.livejournal.com 2009-03-05 07:46 am (UTC)(link)
ну если каждый сможет стать христом, то кому это будет нужно? :)
ext_692439: (ма)

[identity profile] is3.livejournal.com 2009-03-05 08:00 am (UTC)(link)
важно чтобы у всех была равная возможность, а кто не хочет - не надо

[identity profile] choiceocracy.livejournal.com 2009-03-05 10:55 am (UTC)(link)
Как и с другими новыми технологиями, этой прежде всего воспользовались бы богатые. Например, Путин: http://vkontakte.ru/club3240931
Может, Обама уже чем-нибудь таким пользуется, вдобавок к интенсивному интернет-пиару :)
ext_692439: (ма)

[identity profile] is3.livejournal.com 2009-03-06 06:51 pm (UTC)(link)
"Чтобы просматривать эту страницу, нужно зайти на сайт."

я не пользуюсь вконтактом, не могу посмотреть, дай открытый линк

[identity profile] choiceocracy.livejournal.com 2009-03-06 07:19 pm (UTC)(link)
Ага, я знаю, что оно вещь нехорошая и спецслужбистская, как и оригинал - фейсбук, но уже очень занятная группа Церковь Свидетелей Путина, а также разные специфические сообщества. Могу разве что скинуть свой логин и пароль мылом.
ext_692439: (ма)

[identity profile] is3.livejournal.com 2009-03-06 07:23 pm (UTC)(link)
не, лучше скриншот и копипасту выборочно, если не затруднит

нет желания туда логиниться

Церковь Свидетелей Путина.

[identity profile] choiceocracy.livejournal.com 2009-03-08 01:46 am (UTC)(link)
Вот оно:
http://choiceocracy.livejournal.com/6397.html

И там ещё много всего, как достойного абсурдопедии так и серьёзного.

[identity profile] poison3well.livejournal.com 2009-03-07 08:54 am (UTC)(link)
меня скорее интересует вот какой аспект проблемы.
Если стать христом будет как сходить купить гамбургер, то насколько это можно будет назвать "стать христом"? Ведь эта позиция подразумевает собой некую эксклюзивность, ну и также поэтому выглядит привлекательной.
ext_692439: (ма)

[identity profile] is3.livejournal.com 2009-03-07 11:37 am (UTC)(link)
раньше и водопровод был только у господ. или вот интернет только в университетах
в будущем эксклюзивность уотменится